Сеидов В. Путь в Джульфу для международных экспертов лежит через разрушенные азербайджанские памятники в Армении.

Автор: manefon Опубликовано Октябрь 21st, 2007

Двадцатого октября российское интернет-издание www.sngnews.ru опубликовало заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, который, выступая с речью на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, призвал эту организацию направить наблюдателей в Нахичевань, чтобы те, как выразился Осканян, «увидели и оценили разрушения культурных памятников в районах, далеких от войн и столкновений».

В частности, глава МИД Армении выразил недовольство тем, что Азербайджан, по его усмотрению, занимается «переписыванием истории». Осканян недвусмысленно обвинил азербайджанцев в плагиате чужих культурных ценностей, сказав, буквально, следующее: «к сожалению, у нас есть соседи, которые формировали свою идентичность, не основываясь полностью на собственной истории, и мы видим, к какой нестабильности это приводит.»

В принципе, нет никакого смысла вступать в беспредметную полемику с армянским министром по существу вопроса, т.е. по поводу того, кто, собственно, занимается плагиатом и присвоением культурных ценностей своих соседей - армяне или азербайджанцы. Новостные ленты и без того кишат бесконечными сообщениями об очередной презентации той или иной песни, оперы, блюда, ковров, предметов прикладного искусства и пр. в качестве «шедевра древне-армянской культуры». (Небольшое отступление: недавно в Нью Йорке в магазине музыкальных компакт-дисков Virgin автору этих строк попался на руки CD «Armenians of the 27th Street», бесстыжие авторы которого не удосужились даже поменять на обложке тюркские названия песен на свой армянский лад).

Огорчает, скорее, другое. Вот уже в который раз Вардан Осканян выступает с трибуны ЮНЕСКО с заявлениями, порочащими нашу страну, а с нашей стороны не находится ни одного дипломата, который бы присутствовал на этих заседаниях и выступил с ответными или упреждающими докладами. Ведь известно, что в Азербайджане есть достаточно много грамотных дипломатов, являющихся экспертами в области культуры, а также немало учёных, общественных деятелей, послов доброй воли различных подразделений ООН (в т.ч. её специализированного агентства по культуре), которые вполне могли бы нейтрализовывать действия армянских коллег и одновременно обращать внимание мирового сообщества на разрушение тюркских историко-культурных памятников в самой Армении и на оккупированных территориях Азербайджана. В этой связи, хотелось бы в скором времени видеть аналогичные выступления с трибун ЮНЕСКО и наших соотечественников, тем более что есть очень многое относительно действий армян, о чём можно было бы поведать мировому сообществу.

Вызывает сожаление также позиция самого российского интернет-издания, опубликовавшего сообщение о выступлении Осканяна. Если высказывания армянского министра взяты в кавычки и аттрибуция его слов исполнена довольно ясно, то абсолютно возмутительным является параграф в самом конце сообщения, в котором отсутствуют всякие кавычки и который, по всей видимости, является мнением самой редакции: «Древнее (выделено мной - В.С.) армянское кладбище в Старой Джуге в Нахичевани было уничтожено и превращено в азербайджанский военный полигон. На армянском кладбище Старой Джуги были полностью уничтожены все хачкары (крест-камни). Нахичевань является исторической частью Армении, и находилась в составе первой армянской республики 1918-1920 годов. В советское время Нахичевань была произвольно отделена от Армении и передана под контроль Азербайджана. В результате этого армянское население региона было выдворено в результате политики дискриминации и экономического давления.»

Ни много, ни мало.

Не будем тратить время на бессмысленный спор о том, чьей исторической областью является Нахичевань - Армении или Азербайджана. Этим могут заниматься соотечественники Осканяна в своих сугубо внутриармянских интернет-форумах, различных псевдонаучных тусовках, ереванских забегаловках и у себя на кухнях. Для начала пока отметим, что совершенно непонятно, почему кладбище в окрестностях Джульфы российское издание называет не просто армянским, а… древне-армянским? Интересно, насколько оно «древнее»? Опять превратят погребённых там покойников в ровесников Ноя, чуть ли не здоровавшихся с ним за руку?

Моё внимание привлекло, скорее, другое. С одной стороны, армяне и их друзья в российских интернет изданиях утверждают, что Нахичевань была древне-армянской землёй ещё чуть ли до образования планеты Земля, а с другой стороны ничего армянского, кроме небольшого кладбища в нескольких стах метрах от границы с Ираном, они миру представить почему-то не в состоянии. Если Нахичевань - это историческая армянская область, то куда подевались другие армянские кладбища в других частях автономной республики? Испарились? Или может армяне в целях экономии кремировали своих усопших из-за высоких цен на участки в средневековых кладбищах? А может они вообще не умирали, а возносились на небеса для лицезрения грешного мира с высоты Арарата?

Если верить тому, что армяне жили в Нахичевани со времён Адама и Евы, а азербайджанцы всего каких-то неполных 100 лет, то армянских кладбищ в регионе должно быть как минимум в 100 раз больше, чем азербайджанских. Благо и камня для хачкаров в Нахичевани достаточно много, и на так уж он и растворяется под дождём. И для того, чтобы стереть следы пребывания армян на этой земле, дальновидным азербайджанцам все эти 100 лет необходимо было не сеять, не пахать, не кушать и не спать, а только перевозить денно-ношно, за неимением бульдозеров, бесчисленные хачкары к древнеармянской реке Аракс и топить их там.

Как известно, по ту сторону реки на иранской стороне есть одноименный город Джульфа, где ещё в средние века поселились армянские купцы. В городе они живут и сегодня, имеется там и своя армянская церковь. От иранской Джульфы до азербайджанской всего несколько сот метров. Надо только пограничную реку перейти. Даёт ли существование армянского кладбища в ста метрах от границы достаточное основание, чтобы считать всю внутреннюю область Нахичевани армянской? Нет многочисленных древнетюркских (доисламских) курганов, нет мусульманских кладбищ, мавзолеев, творений зодчего Аджеми, наскальных надписей по всей глубине территории Нахичевани, а есть только одно «древнее» армянское кладбище в ста метрах от границы, что автоматически делает всю эту обширную область частью Армении. Только не совсем понятно, зачем так мелочиться и ограничиваться одной только Нахичеванью? К чему такая скромность? Через это кладбище можно вполне замахнуться и на весь Северный Кавказ. А там и до армянских кварталов Ростова рукой подать. Круг замкнётся.

В центрe Нахичевани рядом со старым базаром есть скромная армянская церковь из бордового туфа. Пожалуй, единственная армянская церковь, построенная здесь за всю историю древнего города. Ещё с глубокого детства я помню еле заметную табличку на внешней стене церкви, на которой было написано что-то на армянском языке. Как-то в те далёкие годы один старый армянин, прихожанин церкви, перевёл мне, любопытному школьнику текст таблички. В ней говорилось, что местный правитель построил эту церковь в дар армянской общине города. Построил не газовую камеру, не крематорий, а церковь! Чтобы армянские купцы, продав свой товар на местном базаре, могли мирно молиться общему с мусульманами Богу и благодарить его за удачный день. Подобная религиозная толерантность азербайджаских ханов наблюдалась во времена, когда в Европе бушевала инквизиция, а крестоносцы шли мечом на «неверных».

Стоит эта церковь и по сей день. Спросите Осканяна, почему она до сих пор стоит, он ответит - наверное, бульдозеров пока не хватает, все заняты - работы много… И на церковь в Баку, наверное, тоже не хватило бульдозера, хотя и море рядом - есть, где топить обломки.

Азербайджанский хан ПОСТРОИЛ церковь, а не разрушил. А его потомки сохранили её до сегодняшних дней, чтобы объявился в ХХI веке некто Осканян и назвал “древнеармянской” всю гостеприимную область, где его предкам когда-то позволили беспрепятственно торговать и даже церковь для них построили для удобства.

Случалось, что армянские купцы и умирали. Возить трупы до далёкой Армении для предания земле не всегда представлялось возможным, и хоронить зачастую приходилось там, где человек умер. Во все времена людей хоронили по конфессиональному принципу - мусульман отдельно, иудеев отдельно, католиков отдельно, православных отдельно, григорианцев отдельно и т.д. Так по всему миру появились григорианские кладбища этнических армян - в Азербайджане, Грузии, России, Америке, Франции, Греции… Сугубо азербайджанских кладбищ сегодня в других странах нет, так как их обычно хоронят на общих мусульманских кладбищах России, Европы, Америки и т д.. Это не означает, что азербайджанцев в этих странах нет и они никогда там не жили. И даже если азербайджанцы начнут хоронить своих покойников отдельно и в мире появятся, так сказать, этнически азербайджанские кладбища, это вовсе не означает, что завтра Азербайджан сможет предъявлять территориальные претензии всем этим странам.

Очевидно, армяне придерживаются иного мнения. Если есть где-то хачкар - в Уганде или Гренландии - значит это, понятное дело, часть Великой Армении от океана до океана. Всё гениальное просто. Великий грузинский поэт и публицист Илья Чавчавадзе в своей книге «Армянские учёные и вопиющие камни» писал, как армяне закапывали хачкары, чтобы, выкопав через несколько лет, объявлять территорию древне-армянской. Это так, к слову…

Возвращаясь к выступлению армянского министра в Париже, хочется отметить, что требовать от международных экспертов посетить Нахичевань он, конечно, может. Но в данном случае путь в Нахичевань лежит не через Баку, а… через Ереван. И повода для ликования у армян в данном случае нет: прежде чем ступить ногой на нахичеванскую землю, пускай эти эксперты сперва посетят все до единого азербайджанские кладбища, мечети, тюркские историко-культурные памятники на территории Армении, а также на оккупированных территориях Азербайджана, и документально зафиксируют всё то варварство, которому они подверглись от рук соотечественников Осканяна. После этого и ворота Нахичевани будут для них открыты. А пока, извините: путь в Джульфу лежит через разрушенные азербайджанские памятники в Армении!

источник

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Нет комментариев »

Комментариев нет.

RSS лента комментариев этой записи. URL уведомления (trackback)

Оставить комментарий

Ваше имя:

Ваша электронная почта:

Ваш сайт (если есть):

Вы можете использовать следущие разрешённые HTML-таги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Ваш комментарий:

Сайт работает на WordPress. Дизайн: luccello, manefon