Кудряшов А. Легенды Алатоо. Иссык-Ата - горячие недра Киргизского хребта.Автор: manefon Опубликовано Декабрь 13th, 2007 Среди множества горячих источников, вырывающихся на поверхность земли у подножия гор Киргизского Алатоо в окрестностях Бишкека, наиболее известен священный источник Иссык-Ата, упоминания о котором встречаются в рукописях средневековых историков и путешественников по Великому Шелковому Пути с VII века нашей эры. Высеченное на скале вблизи животворного родника древнее изображение Будды-целителя, по мнению разных исследователей, могло быть сделано гораздо раньше или гораздо позже, поскольку древний культ, связанный с почитанием природных стихий, существовал здесь, по-видимому, на протяжении тысячелетий. Великая линия напряжения земной коры, простирающаяся от Сырдарьи до восточного берега озера Иссык-Куль, зародилась в эпоху, когда жизнь еще не вышла из первобытного океана на сушу. За сотни миллионов лет тектонические процессы воздвигли вдоль северных границ Тянь-Шаня цепь высочайших горных хребтов - Чаткальского, Таласского, Киргизского, Кюнгей и Тескей Алатоо. Геофизические аномалии, свидетельствующие о продолжающейся и в наши дни высокой активности земных недр, сформировали особенные природные условия, которые повлияли на развитие человеческой цивилизации и культуры. Без полноводных рек, сбегающих со снежных вершин и тысяч подземных родников, которые подпитывают равнинные озера, Чуйская долина, лежащая в поясе самых жестоких пустынь Центральной Азии, была бы безжизненной пустошью. Но богатые пастбища и плодородные земли сделали ее одним из самых благодатных и населенных районов на древнем караванном пути из Индии через оазисы Бактрии и Согдианы во внутреннюю Монголию, Тибет и Китай. Природные феномены окрестных гор также были по достоинству оценены местными жителями, которые еще в глубокую старину открыли целительные свойства горячих ключей и чистого горного воздуха и окружили их таинством религиозного почитания. ЗАГАДКА БОДХИСАТВЫ В ЛОТОСЕ В 1896 году священное ущелье посетил краевед, друг отца Михаила Фрунзе Ф.В.Поярков. Он записал следующее наблюдение: «В ущелье Иссык-Ата Александрийских Гор (как тогда назывался в русской географии хребет Киргизский Алатоо – Прим. авт.) минеральная вода была известна с незапамятных времен. Каждое лето больные жители Семиречья, Туркестана и Ферганы прибывают сюда в большом количестве и их приток непрерывно увеличивается». Десятилетием раньше известный русский археолог Н.И.Веселовский в докладе Восточному отделу Российского археологического общества сообщил, что на пути к озеру Иссык-Куль на скале у источника есть священное изображение «некой Госпожи или Царицы», которое калмыки покрыли золотом или золотой краской. В первое десятилетие XIX века ориенталист Н.Н.Пантусов, исследовав местный культ, сделал зарисовки карандашом с барельефа на скале, указав его подлинные размеры - 120х113 сантиметров. Он также зафиксировал остатки старинных надписей, напоминающих тибетскую мантру «Ом мани падме хум», и описал ритуал, совершаемый у целебного источника: «Киргизы поклоняются этому идолу как святому, называют его арашан - духом воды, приносят ему в жертву рогатый скот, мажут изображение жиром с хвоста. Делая это, вы успокоите дух лечебных вод и можете запросить помощи в лечении». Принадлежность персонажа, высеченного на валуне у источника Иссык-Ата, к пантеону буддизма Махаяны не вызывает сомнения. Ученые расходятся только во мнениях, когда появился барельеф, кем он был сделан и кого именно изображает. Буддизм начал распространяться из Индии на север и восток по Великому Шелковому Пути со II века нашей эры, в эпоху Кушанской Империи. Четвертый собор буддийских патриархов, проходивший под покровительством императора Канишки, положил конец долгим разногласиям между последователями Гаутамы Будды. Верх одержали сторонники патриарха Нагарджуны, провозгласившего путь Махаяны - Большой Колесницы, согласно которому главной целью религиозного служения является не отшельничество и поиски индивидуального спасения, ухода в великую пустоту нирваны, а милосердие и добродетели, доступные как монахам, так и мирянам. С тех пор бродячие проповедники, которые разносили учение во все стороны света, распространяли и культ Бодхисатв – «тех, чья сущность просветление». Эти новые божества буддизма, ранее бывшего «религией без Бога», представляли собой мифические фигуры праведников, достигших просветления, но отказавшихся от прижизненного ухода в нирвану ради помощи ближним. Фигура на скале в ущелье Иссык-Ата изображает, скорее всего, не самого Гаутаму Будду, а именно одного из Бодхисатв. Возможно, это Бодхисатва Авалокитешвара - «Зрящее Око», чей культ, как божества высшего милосердия, покровителя всех страждущих, впоследствии широко распространился в Тибете и Китае. Это может быть и Бодхисатва Манчжушри - воплощение высшей мудрости и мирового порядка, поскольку ему тоже приписывались свойства целителя. Но в пользу Авалокитешвары говорит стиль рисунка. Именно этот Бодхисатва часто изображался сидящим на цветке лотоса или держащим это растение в руке. Любопытно, что на рисунке у родника Иссык-Ата, насколько это возможно разглядеть, Бодхисатва, сидя в цветке лотоса, держит в руках не просто цветок, а что-то, похожее на горшок с цветами. Или целебными травами? В пользу божества милосердия косвенно говорит и сообщение Н.И.Веселовского о почитании «некой Госпожи или Царицы». В некоторых регионах древнего мира Авалокитешвара почитался в женском обличии. Например, в Китае его культ трансформировался в почитание Гуань Инь - богини милосердия и добродетели. В средневековых исторических хрониках содержатся упоминания о том, что в 630 году правитель западного Тюркского Каганата Таншихай, чья ставка находилась в Семиречье, принимал при своем дворе знаменитого патриарха китайских буддистов, монаха Сюань Цзана, совершавшего паломничество в Индию, в монастырь Наланда. На протяжении почти пяти столетий в Чуйской долине располагались западные столицы тюркских и карлукских государств, смешанное тюрко-согдийское население которых свободно исповедовало зороастризм, тенгрианство, буддизм и христианство несторианского толка. Руины древних городов Невакет (Краснореченское городище) и Ак-Бешим у подножия Киргизского Алатоо приблизительно в десятке километров ниже ущелья Иссык-Ата содержат остатки величественных буддийских храмов VIII-IX веков, в одном из которых археологи обнаружили фрагменты восьмиметровой скульптуры усопшего Гаутамы Будды. Даже с воцарением в X веке династии Караханидов, перенесших столицу в Баласагун (городище Бурана) и провозгласивших ислам государственной религией, сохранялась веротерпимость, и буддизм на берегах реки Чу процветал, по-видимому, еще несколько сотен лет до того, как мусульманские правители Могулистана в XIV веке повели яростную борьбу с иноверцами. Однако исследователи обращают внимание на то, что буддийские надписи на скале в ущелье Иссык-Ата, а также в других священных местах - на знаменитом камне Тамгаташ вблизи Барскоона на берегу Иссык-Куля и у горячих источников Джеты-Огуз в горах Тескей Алатоо, - выполнены, скорее всего, на тибетском языке. Это может свидетельствовать об их более позднем происхождении и принадлежности к культу ламаизма - разновидности буддизма Махаяны, распространившейся c XVI века в Монголии и Джунгарском ханстве. В Тибет буддизм проник еще в V веке нашей эры, при легендарном правителе Сронцзан Гамбо, одна из жен которого была непальской принцессой, а другая - китайской. Согласно легенде, они принесли с собой в приданое священные тексты и реликвии Махаяны. После короткого правления этого государя наступило возрождение старой религии бон, распространенной и среди монголов. Некий компромисс между религиями был достигнут спустя сто лет, благодаря деятельности гималайского проповедника Падмы Самбхавы, который привнес в учение мистические элементы индийской йоги и магии Ваджраяны - Алмазной Колесницы, чьи ритуалы были ближе к традиционному почитанию природных стихий. Но только в конце XIV века, благодаря реформам патриарха Цзонхавы, сформировался ламаизм - религия перевоплощений. В Монголии буддизм утверждался в XII веке при покровительстве внука Чингисхана, Хубилая, ставшего также первым императором Китая династии Юань. После заката этой недолговечной династии буддизм уступил место традиционным верованиям - шаманизму, небесному культу Тенгри, религии бон, и даже начавшему проникать с запада исламу. В XV веке монгольские правители, переживавшие новый подъем, как во времена Чингисхана, снова покорили Тибет, но решили укрепить свою власть духовным авторитетом тибетского буддизма. В 1578 году лама - высший священнослужитель Тибета Джамцо, считавшийся третьим перевоплощением Цзонхавы и воплощением Бодхисатвы Авалокитешвары, принял от монгольского Алтан-хана титул Далай (Океан) Лама. Спустя сто лет хунтайджи - правители новой западно-монгольской империи - Джунгарского ханства, многие из которых сами были буддистскими ламами, - начали завоевательные походы по всей Центральной Азии. В XVII-XVIII веках несколько волн джунгарских нашествий прокатились от Иссык-Куля по Семиречью и Тянь-Шаню к берегам Сырдарьи, вплоть до Ташкента и Ферганской долины. Местное население называло захватчиков «калмаками», то есть «отделившимися», «оставшимися», не принявшими ислам. Некоторые исследователи считают, что буддийские надписи и изображения на берегах Иссык-Куля и в Чуйской долине могли быть сделаны или воссозданы, «отреставрированы» в этот период. Во всяком случае, изображение Бодхисатвы Авалокитешвары - «прародителя» тибетских Далай Лам, - калмыки действительно могли покрыть несмываемой до сих пор «золотой» краской. Примечательно, что, хотя народ Алатоо вел жестокие войны с джунгарами, отстаивая свою независимость под знаменем ислама, буддийские надписи и изображения не подверглись уничтожению, став впоследствии органической частью традиционных культов, древнейших, по сути, и чрезвычайно живучих, успешно ассимилирующих любые внешние культурные влияния и символику. Так, в описанном Пантусовым ритуале жертвоприношения скота у священной скалы Иссык-Ата нетрудно разглядеть отголоски исконно присущего тюркским народам Тянь-Шаня культа Жер-Суу - Земли-Воды, следы которого сохранились сегодня во многих уголках Кыргызстана. КИПЯЩАЯ АУРА ЛЕДЯНЫХ ГОР Ущелье Иссык-Ата находится в семидесяти семи километрах к юго-востоку от столицы Кыргызстана. Из Бишкека к нему ведут две дороги - асфальтированная, мимо города Токмак и руин городища Баласагун с его знаменитой Башней Бурана, и более короткая грунтовая колея через предгорья Киргизского Алатоо. Курорт, освоение которого началось еще в XIX веке при царской администрации со строительства первых ванн для купания, расположен на высоте 1775 метров над уровнем моря в узкой долине одноименной реки Иссык-Ата на небольшой террасе горного склона, в окружении высоких конических вершин, напоминающих вулканы. Несмотря на высоту и достаточно суровые погодные условия северного Тянь-Шаня, среднегодовые температуры здесь на два-три градуса выше, чем даже на берегах озера Иссык-Куль, что, возможно, объясняется влиянием тепла, выходящего из земных недр. В районе Иссык-Ата насчитывается сто тридцать источников минеральных вод, половина из которых имеет постоянную температуру воды 38-50 градусов по Цельсию. Самый большой и известный источник, возле которого расположена скала с буддийским барельефом, извергает восемь литров воды в секунду с температурой 54,5 градуса в любое время года. Вода абсолютно прозрачна, хотя имеет легкий привкус сероводорода. Киргизские ученые, недавно исследовавшие целебные свойства курорта Иссык-Ата, пришли к выводу, что сильное влияние на организм человека оказывает не только вода источников, свежий воздух и особенный микроклимат горной долины, но и мощные электромагнитные поля, говорящие об интенсивном выходе энергии на стыке древнего и современного тектонических разломов. Иными словами, грозная аура непрерывной активности, сохраняющейся в недрах ледяных гор в дремлющем состоянии, питает жизненной силой природу и человека. В этом легко убедиться, посетив и другие, овеянные легендами и сказочно живописные урочища на склонах Киргизского Алатоо. Например, окруженное снежными пиками ущелье «Теплые ключи» или пестрящее березовыми рощами и полями валунов лесистое ущелье Алла-Арча, до которого от центра Бишкека всего двадцать минут езды. Везде царит ощущение древней тайны и бесконечной свободы, особенная атмосфера, внушающая необычные, пронзительные настроения, которые можно коллекционировать, хотя трудно понять рассудком. Нет комментариев »Комментариев нет. RSS лента комментариев этой записи. URL уведомления (trackback) Оставить комментарий |
На главнуюОблако теговАлтай Антропология Археология древней Европы Археология Юга России Без рубрики Библейская археология Биографии В помощь арехологу Выставки Древний Рим Древняя Греция Древняя Русь Египтология Естественнонаучные методы Кавказ Китай Книги Конференции Кочевники Месопотамия Методология Музеи мира Незаконный оборот памятников Неолит Новости сайта Новые открытия Палеолит Памятники и комплексы Подводная археология Разрушение памятников Реставрационные работы Российская археология Российская этнография Скифо-сарматский мир Споры по памятникам Средневековый Восток Средняя Азия Ссылки ФотографииПерсональная часть:СтраницыАрхив записей |