О чёрных археологах.

Автор: manefon Опубликовано Ноябрь 20th, 2007

Поводом для беседы с Рабаданом Магомедовым, директором научно-производственного центра «Дагестанская археологическая служба», стала не столько прошедшая недавно в Махачкале Международная археологическая конференция, а в большей степени проблемы, с которыми приходится сталкиваться учёным на пути к восстановлению белых пятен в нашей истории.

— Несколько лет назад, недалеко от селения Новый Вихри, Дербентского района, во время проведения историко-культурной экспертизы было найдено поселение эпохи ранней бронзы, возраст которой приблизительно пять с половиной тысяч лет. В этом году на этом поселении проводились большие археологические раскопки, частично финансируемые международным грантом колледжем штата Массачусетс (США).

Мы сразу же наткнулись на интереснейшую архитектурную конструкцию в виде хозяйственной постройки. Это круглоплановое сооружение диаметром примерно в 7 — 8 метров, в верхнем слое которого обнаружены остатки сгоревшей постройки. Крыша рухнула, и погребла под собой все материальные остатки. Стены памятника сделаны их турлучной конструкции — плетенка, обмазанная глиной. И по внутренней стороне этой постройки был сделан глиняный подмосток, типа скамьи. На котором лежало большое количество сосудов с десятками килограммов зерна, сохранившегося в обугленном состоянии. Также на этом памятнике были найдены уникальные формы для отливки бронзовых топоров. До сих пор, за многие десятки лет раскопок на территории Дагестана, нами были найдены лишь две формы отлива бронзовых топоров, эпохи бронзового века. Они были найдены в Великенте и селе Гагатли, Ботлихского района. Так вот, на территории Сугута найдено 5 форм для отливки бронзовых топоров! Это бесспорное свидетельство, что люди уже тогда делали бронзовое орудие на месте, а не завозили их откуда-либо.

— Рабадан Гаджиевич, знаю, что иногда исторические находки совершаются не самими археологами, а жителями населенного пункта, так называемыми чёрными археологами.

— Да, к сожалению, таких случаев очень много. Непосредственно на территории Велекента, местное население в течение многих лет, массово разрушало катакомбные захоронения.

Дело в том, что жители добывают себе глину для хозяйственных нужд, именно из этих холмов, на которых расположены эти памятники. При этом они естественно не специалисты, случайно открывают эти могилы, и не всегда сообщают об этом археологам.

Представители «республиканского центра охраны памятников истории культуры и архитектуры» уже неоднократно были у прокурора Каякентского района. На его территории, уже в течение ряда лет имеют место быть вопиющие акты по разрушению памятников, например уникальнейшего городища Чакавуркент – скального поселения эпохи раннего средневековья. Там ведутся несанкционированные разрушительные раскопки «чёрными археологами», а иначе просто грабителями.

Сначала они добывали в городище строительные камень, и случайно натыкались на яркие археологические находки. Теперь же ведут целенаправленные их поиски.

Систематически, в месяц один - два раза, к нам приходят представители этих грабителей, и под разными предлогами пытаются если не продать, то получить информацию о находке, что она из себя представляет, какова её древность итак далее… Иногда нам удаётся её сфотографировать, но в большинстве случаев находку просто уносят, и мы не имеем представления о том, что происходит с ней в дальнейшем.

Естественно, мы не ведём никаких финансовых дел с этими людьми, так как по существующему положению не имеем права покупать находки. Музеи тоже не имеют права, но иногда всё же делают это. Тем самым, спасая артефакты от полного исчезновения. Но с другой стороны, провоцируя «чёрных археологов» на новые раскопки.

Пару раз нам даже приносили подделки. Например, один коллекционер приносил «луристанскую бронзу» — относящуюся к археологическим находкам на территории Азербайджана и Ирана. Одного взгляда была достаточно, чтобы сразу понять — это подделка. Он, в принципе, и сам об этом догадывался, просто хотел убедиться. Я объяснил ему, что по закон коллекционировать археологические находки нельзя.

Остановить этих людей мы не можем. В прокуратуре говорят, что предпринимают какие-то действия, но пока результатов никаких.

— А как карается законом разграбление архитектурных памятников?

— Систематическое разрушение и разграбление археологических памятников влечёт за собой штраф в размере пятисот минимальных окладов оплаты труда. Если же масштабы разрушений очень большие, то кодекс предусматривает до пяти лет лишения свободы. Таких примеров очень мало, так как подобное обвинение требует доказательств, это работа правоохранительных органов. Они, в свою очередь, относятся к этому несколько несерьёзно. Считают, что когда у нас происходят террористические акты, говорить о каких-то горшках, несерьезно.

К сожалению, сознание и мировоззрение наших людей сегодня таково, что они не относятся должным образом к сохранению культурного наследия наших народов. В больших кабинетах мне ни раз говорили в лицо: «Кому нужны ваши горшки? Вот наш газ и наша нефть всем нужна!». Люди не понимают, что без исторических корней, без знания прошлого, нет настоящего.

Согласно закону об охране и использовании памятников истории культуры любые строительные, дорожные и другие работы связанные с землёй должны сопровождаться предварительным проведением историко-культурной экспертизы. На территории Дагестана наша организация одна из немногих, призванных проводить такую экспертизу, но к сожалению, обращаются не всегда, или слишком поздно. Мы, как специалисты, должны иметь шанс найти эти памятники вовремя и предупредить, что на конкретном участке местности находится археологический памятник. Далее у заказчиков два выбора либо перенести, подкорректировать место строительства объекта, таким образом, чтобы не задеть этот археологический памятник, или же профинансировать его изучение. В течении четырёх лет существования организации мы проводили раскопки по заказу компаний, последний пример это Казбековский район, в котором в течении трёх месяцев мы нашли десятки памятников эпохи средней и поздней бронзы. Эти памятники были выявлены и частично повреждены, разрушены в ходе проведения прокладки газопровода к селению Ботлих. К сожалению, «Каспий Газпром» не заказали нам изучение территории до того, как начали проводить работы. Мы пришли, когда уже была проложена трасса, выполнены предварительные работы и в процессе они наткнулись на ряд археологических памятников. Это в районе селения Гертма: могильники «Гертма 1», «Гертма 2», «Гертма 3», «Гертма 4», «Саласу». Мы это зафиксировали и по договорённости с «Каспий Газпромом» сейчас проводим охранно-спасательные раскопки, с приглашением большого количества специалистов из России. Своих кадров для такого большого объема работы нам просто не хватает.

— Как вы считаете, прошедшая конференция привлечёт дополнительное внимание мировых археологов к территории Дагестана?

— Дело в том, что Дагестан во все исторические эпохи служил своего рода коридором, мостом, соединяющим культуры северного Кавказа и Юго-Восточной Европы, а также Закавказья и ближнего востока. Естественно, здешние археологические памятники несут отпечаток всех этих культурных контактов с разных сторон. Это было ещё в древности. На конференции были озвучены несколько докладов, результаты которого естественно привлекут повышенное внимание. Первый это работа секретаря РАН, академика Анатолия Деревянко и сотрудника его экспедиции, доктора наук Василия Зенина. Они обнародовали результаты четырехлетних раскопок в районе Гиджуха, на реке Дарвагчай. Где были обнаружены бесспорные следы бесспорные обитания человека на берегу древнего моря 500 — 600 тысяч лет тому назад. Но доклад нашего земляка Хизри Амирханова затмил эти результаты! Он проводил раскопке в течении 2 последних лет в Акушинском районе, селе Айнакаб. На вершине горы обнаружены следы древнего человека, датирующиеся более полутора миллионов лет. Дагестан долго оставался своего рода белым пятном при изучении проблемы расселения древнего человека из прародины Африки на другие территории старого света, Европы или Азии, наши находки датировались лишь несколькими сотнями тысяч лет. Сейчас находки в Айнакаб это каменные, кремнёвые орудия труда, могут быть смело поставлены в ряд с находками в Грузии, где древности ненамного больше, примерно миллион восемьсот лет назад. Последующие годы, по словам докладчика, будут привлечены специалисты разных направлений научных методов: палеологи, геологи и другие специалисты.

Археология — наука развивающаяся, мы не можем сказать, что установили раз и навсегда какой-то определённый факт. Он уточняется, дополняется, корректируется. Так и нельзя говорить, что Айнакаб самая древняя находка на территории Дагестана и древнее уже не будет, в этом нет никакой гарантии.

источник

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Нет комментариев »

Комментариев нет.

RSS лента комментариев этой записи. URL уведомления (trackback)

Оставить комментарий

Ваше имя:

Ваша электронная почта:

Ваш сайт (если есть):

Вы можете использовать следущие разрешённые HTML-таги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Ваш комментарий:

Сайт работает на WordPress. Дизайн: luccello, manefon