Палетка Нармера.
Автор: manefon Опубликовано Декабрь 9th, 2007
Палетка была обнаружена в 1898 г. британскими археологами Джеймсом Кьюбеллом и Фредериком Грином во время исследования древнего Иераконполя.
Высота: 66 см. Хранится в Египетском музее в Каире. Палетка Нармера – уникальнейший экспонат, проливающий свет на древнейшую эпоху истории Древнего Египта. Фараона Нармера, благодаря этой палетке считают основателем Египта. Он, как считают исследователи, объединил враждовавшие между собой Верхний и Нижний Египет в единое государство. Относительно датировки этого события исследователи до сих пор не могут прийти к общему мнению. Вот некоторые примеры:
Ж.-Ф. Шампольон – 5867 г. до н.э.; О. Мариетт – 5004 г. до н.э.; Э. Бругш – 4455 г. до н.э.; Р. Лепсиус – 3892 г. до н.э.; Штейндорф – 3200 г. до н.э.; Дж. Брестед – 3400 г. до н.э.; В.В. Струве – 3200 г. до н.э..
О палетке египтолог Ян Шоу:
На лицевой стороне изображены переплетённые длинношеие львы («серпопарды»), которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Изображение симметрично расположенных пар «укрощённых» зверей, по всей вероятности, было заимствовано из иконографии раннего периода развития Месопотамии, возможно иконографии Элама. Данные изображения могли иметь вполне конкретное значение и символизировать насильственное объединение двух частей страны. Это одна из основных тем египетского искусства и литературы на протяжении всего периода правления фараонов.
В верхнем регистре на фронтальной стороне палетки, над серпопардами, художник изобразил шагающую фигуру бородатого человека – правителя Древнего Египта; судя по иероглифам в рамке серех, расположенным между бычьими головами в верхней части обеих сторон палетки, это человек по имени Нармер. Он изображён в так называемой «красной короне», …считавшейся символом власти над Нижним Египтом… В руках у него жезл и цеп, одет он в тунику, завязанную через левое плечо, с пояса свисает бычий хвост.
Фараон участвует в процессии вместе с шестью другими людьми, среди которых выделяются две фигуры вдвое ниже него; на палетке они изображены спереди и позади фараона, а в реальности, возможно, они шли по обе стороны от него. Оба мужчины чисто выбриты, они, очевидно, занимают высокое социальное положение и являются высшими чиновниками. Тот из них, который изображён слева, несомненно, носитель царской обуви; в одной руке он несёт пару сандалий, а в другой маленький сосуд. У него на шее нагрудное украшение или, возможно, царская печать. Одиночный иероглиф в квадратной рамке, помещённый над его головой, может обозначать тростниковый плот (в данном контексте значение его непонятно). Фонетически оно может читаться как «дб». Перед ним также расположены два других знака, вероятно, это наложенные друг на друга розетка и знак «хм», позднее имевший различные значения, в том числе и «слуга». Фигура чиновника справа несколько больше. Он изображён в парике и одеянии из шкуры леопарда; с его шеи свисают письменные принадлежности. Два иероглифа над его головой читаются как «тт», - вероятно, это ранняя версия слова «визирь».
На обратной стороне палетки изображён шагающий фараон Нармер, гораздо большего размера, в «белой короне» Верхнего Египта, в той же самой тунике, завязанной через левое плечо, со свисающим с талии бычьим хвостом. На этот раз его сопровождает только носильщик сандалий (стоящий за ним или сбоку). Фараон поднял над головой грушевидный жезл, которым он собирается поразить иноземца. Жезл он держит несколько неуклюже, гораздо выше рукояти. Носильщик сандалий снова изображён вдвое меньшим, чем фараон (хотя благодаря короне тот и так возвышается над остальными персонажами сцены). И снова над головой носильщика оказывается розетка и знаки «хм». Фараон держит пленного (чертами напоминающего скорее ливийца или азиата) за волосы. Справа от головы поверженного врага можно разглядеть два небольших знака. Большинство египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» (в’) и «озеро» (с), которые также можно было фонетически прочесть как иностранное слово «Вош» или отнести к кому-то, чьё имя, титул или место рождения могли читаться как «Гарпун» (озеро). Похоже, что сокол с гарпуном в лапе, фигурирующий среди таинственных знаков над обезглавленными телами на лицевой стороне палетки (см. выше), одновременно воплощает идею победы фараона в образе Гора-сокола над «Вош» / Гарпуном.
В самой нижней секции этой стороны палетки находятся две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, которые могли бы быть как пленёнными, так и мёртвыми врагами. Слева от лица каждого из них расположены знаки; тела мужчин повёрнуты таким образом, что их лица обращены влево, в том же самом направлении, что лица двоих пленных, изображённых выше (и в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий).
Исследования «Палетки Нармера»
- Trigger B. The Narmer Palette In Cross-Cultural Perspective // Gorg M., Push E. Festschrift Elmar Edel. – Bamberg, 1979.
- Kemp B. Ancient Egypt: Anatomy Of Civilization. – L., 1979.
- Petrie F.W.M. Ceremonial Slate Palettes with Reliefs // Corpus of Proto-dynastic Pottery. – L., 1953.
- Davis W. Masking the Blow: the Scene of Representation on Late Prehistoric Art. – Berkley, Los Angeles, Oxford, 1992.
- Шеркова Т.А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. – М., 2004.
- Шоу Я. Древний Египет. – М., 2006.
Нет комментариев »
Комментариев нет.
RSS лента комментариев этой записи. URL уведомления (trackback)
Оставить комментарий
|