«Воспоминание об античности»Опубликовал: buslaev | Опубликовано: 26 декабря, 2007 | Теги: Выставки | Выставка «Воспоминание об античности» представляет первую часть проекта для школьников – знакомство с произведениями античного искусства. Античная скульптура в своём подлинном облике дошла до нас в редчайших экземплярах, чаще всего во фрагментах и в основном – в римских копиях или вариантах. Все эти сокровища принадлежат крупнейшим мировым музеям. Ещё в 19 веке появилась традиция снимать гипсовые слепки со скульптур, чтобы сохранить память о шедеврах, находящихся в других странах – в Греции, Италии, Франции, Германии. Слепки попадали в Россию и пополняли частные коллекции, а позже входили в собрания государственных музеев, таких как Государственный Эрмитаж, в Петербурге и Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина в Москве. Данная экспозиция представляет тонированные слепки с произведений Древней Греции, где каждые экспонат является напоминанием важных этапов развития греческой скульптуры от эпохи архаики до эллинизма. В самый ранний период греческой скульптуры (с VII – VI до н.э.), в «архаику» появились первые фигуры юношей (куросов) и девушек (кор). Мастера из Ионии любили «одевать» статуи женских фигур в тонкие одежды, прозрачность которых показывали игрой тончайших параллельных складок. Мы видим это в скульптуре «Орнита» с о. Самос (VI в.до н.э.). Несмотря на колоннообразность статуи и прижатость рук, под одеждой, скрывающей фигуру, чувствуется гибкое тело, полное внутренней силы. Строгий ритм линий, кос и складок одежды нагружен жестом кисти правой руки, приподнимающей пеплос, зауживая его книзу. Согласно обычаю, девушки Ионии должны были плотно обвивать одежды вокруг щиколоток. Этим подчёркивалось изящество походки и грация осанки. В «Торсе юноши атлета» (VI в.до н.э.) при внешней скованности линий плеч, через вынос бедра вперёд для шага просматривается энергия будущего движения. Нагота была символом героического состояния мужа, его готовности к совершению подвига – усилия. Формирование идеала героя предполагало доблесть, силу духа и гармоничность человеческого тела. Изящная линия силуэта, точная мера пропорций, стройность частей тела и мягкая моделировка создаёт ощущение радостно – героического торжества образа человека. В скульптуре ранней классики (VI – середины V в. до н.э.) появляется стремление усилить конкретность изображения композиционным разнообразием, введением деталей – символов, а главное, выразить его духовную сдержанность. «Богиня, сидящая на троне» (ок. 430 г. до н.э.) вероятно, представляет властительницу подземного царства Персефону, которая держала в руке (ныне утраченную) фиалу. Образное решение статуи прекрасно передают приёмы строгого стиля: разумность, равновесие и мера. Духовный облик отличается удивительной законченностью: если внимательно вглядеться в её профиль, то становится видно, какая возвышенная печаль и глубокая мудрость исходит от этой статуи и как хорошо передано состояние ясной и светлой думы, в которую она погружена. В работе неизвестного скульптора конца IV – начала III в.до н.э. «Танцующая Менада» решаются проблемы динамики движения, выражения энергии тела, ликующего в танце. Особое внимание уделяется живописному контрасту глади кожи и складок хитона, обнажающего идеальные формы, тщательной проработке деталей. Характерно введение третьей точки опоры для фигуры (обрубок дерева) и сюжетных деталей (висящих на ремне кимвал). В этой работе ощутимо сильное влияние творчества двух великих скульпторов поздней классики – Праксителя и Скопаса. В эпоху эллинизма (конец IV – I в. до н.э.) создавались ансамбли, подобные чудесам света, где ярко сочетались архитектура, скульптура и природное окружение. Величайшим памятником этого времени стал алтарь Зевса в Пергаме (ок. 180 г.до н.э.) с горильефным фризом «Гигантомахия», повествующем о битве богов с гигантами. В нём выражены главные черты эллинистической скульптуры: экспрессия и патетическая страстность, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм. Слепок с головы гиганта, представленный в экспозиции, даёт представление о драматизации чувств, неожиданных ракурсах, контрастах света и тени. Глубокий реализм, мощь пластики и сила страстей, сосредоточенные в каждой детали рельефа, определяют ценность и величие всего алтаря. Даже небольшое количество экспонатов на данной выставке позволяет вспомнить важные этапы развития греческого искусства, увидеть слепки с величественных произведений древних эллинов, почувствовать притягательное очарование этих напоминаний о ценности культуры Древней Греции. Нет комментариев »Комментариев нет. RSS лента комментариев этой записи. URL уведомления (trackback) Оставить комментарий |
На главнуюОблако теговАлтай Антропология Археологические записки Археология древней Европы Археология средневековой Европы Археология Юга России Без рубрики Библейская археология Биографии В помощь арехологу Выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина Древний Рим Древняя Америка Древняя Греция Древняя Русь Египтология Естественнонаучные методы Индейцы Кавказ Китай Книги Конференции Кочевники Месопотамия Методология Музеи мира Незаконный оборот памятников Неолит Новости сайта Новые открытия Палеолит Памятники и комплексы Передняя Азия Подводная археология Разрушение памятников Реставрационные работы Российская археология Российская этнография Скифо-сарматский мир Споры по памятникам Средневековый Восток Средняя Азия Ссылки Фотографии Центральная АмерикаПерсональная часть:СтраницыАрхив записей |